Логотип

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах предоставляет иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования, на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации (пункт 10 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Согласно абзацу второму части первой статьи 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

На сегодняшний день, по имеющейся в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации информации, действует ряд международных договоров Российской Федерации, регулирующих статус граждан иностранных государств, постоянно проживающих в Российской Федерации, и, в том числе, вопросы реализации ими избирательных прав и права на участие в референдуме.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, подписанный в Москве 29 августа 1997 года, вступил в силу со дня обмена ратификационными грамотами 17 октября 2000 года. Пунктом 1 статьи 4 этого Договора предусмотрено, что постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными Договором. Подпункты «а» и «б» пункта 2 статьи 4 Договора Российской Федерации с Республикой Армения устанавливают, что постоянный житель не вправе избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления Стороны проживания, участвовать во всенародном голосовании (общегосударственном референдуме), проводимом Стороной проживания. Таким образом, граждане Армении не имеют права избирать и быть избранными в России ни на муниципальном, ни на государственном уровне, однако обладают правом на участие в местном референдуме.

Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, подписанный в городе Бишкеке 13 октября 1995 года, вступил в силу на тридцатый день со дня обмена ратификационными грамотами 6 января 2001 года. Пунктом 1 статьи 4 этого Договора предусмотрено, что гражданин одной Стороны, постоянно проживающий на территории другой Стороны, пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными Договором. Подпункты «а», «б», «д» пункта 2 статьи 4 Договора Российской Федерации с Киргизской Республикой устанавливают, что гражданин одной Стороны, постоянно проживающий на территории другой Стороны, не   вправе избирать и быть избранным на высшие государственные должности и в представительные органы власти Стороны проживания, а  также участвовать во всенародном голосовании (общегосударственном референдуме), проводимом Стороной проживания; занимать должности глав областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций и их заместителей. Таким образом, граждане Киргизии, постоянно проживающие в Российской Федерации, обладают правом на участие в местном референдуме, вправе избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления.

Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих
на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, подписанный в Москве 18  мая 1995  года, вступил в силу со дня обмена ратификационными грамотами 10 июня 1997 года. Пунктом 1 статьи 5 этого Договора предусмотрено, что постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, постоянно проживающие на ее территории, за изъятиями, установленными Договором. Подпункты «а», «б» пункта 2 статьи 5 Договора Российской Федерации с Туркменистаном устанавливают, что постоянный житель не вправе избирать и быть избранным на высшие государственные должности и в высшие органы государственной власти Стороны проживания и участвовать во всенародном референдуме, проводимом Стороной проживания. Таким образом, граждане Туркменистана, постоянно проживающие в Российской Федерации, обладают активным и пассивным избирательным правом на муниципальных выборах и имеют право принимать участие в местном референдуме.

Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме, то в списки избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в соответствии с законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 3 статьи 4 этого Федерального закона, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы, референдум.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признается вид на жительство.

Предъявляемый иностранным гражданином для включения в список избирателей вид на жительство должен быть действителен на день голосования и содержать отметку о регистрации (перерегистрации) иностранного гражданина по месту жительства, а место жительства должно находиться в пределах избирательного округа. Только при наличии всех перечисленных требований иностранный гражданин может быть включен дополнительно в список избирателей на муниципальных выборах.


Центральная избирательная комиссия
Республики Мордовия
25 Августа 2016 г.